logo_geo
eng_logo
მეცნიერებათა ეროვნული აკადემიის წერილი რუსეთის პრეზიდენტს 9 ივლისის ინტერვიუს გამო
- +

22 ივლისი. 2019. 12:51

 

საქართველოს მეცნიერებათა ეროვნულმა აკადემიამ საგანგებო წერილი გამოაქვეყნა რუსეთის პრეზიდენტს ვ. პუტინისადმი, ეკატერინბურგში მისი ა. წ. 9 ივლისის ინტერვიუს გამო.

 

Некоторые вопросы истории Грузии

 

В центре внимания общественности Грузии находятся комментарии президента России в г. Екатеринбурге от 9 июля 2019 г., в которых он коснулся вопросов, связанных с историей Грузии. К сожалению, отдельные вопросы истории Грузии, а именно взаимоотношения с Абхазией и т.н. Южной Осетией были описаны неправильно. И это не первый случай. Аналогичные факты имели место и ранее, на что соответственно реагировали учёные Грузии.

 

Удивление вызвало интервью г-на В. Путина, данное CNN в 2008 году еще в ранге премьер-министра, о том, что Северная и Южная Осетия еще в середине XVIII века вошли в состав России в качестве единого государства, что И. Сталин после образования СССР передал т.н. Южную Осетию и Абхазию Грузии. Информации такого рода далеки от истины. К сожалению, в последнее время такие фальсификации участились.

 

Реально дело обстоит следующим образом.

 

Начнем с того, что территории, которые населяют абхазы и осетины, исторически грузинские. Вопросы границ Грузии основательно были изучены Иване Джавахишвили, а также другими видными грузинскими и зарубежными учеными. Опираясь на их исследования и другие важные исторические источники, точно устанавливаются реальные исторические границы Грузии.

 

В XI-XIII вв. титулы царя Давида IV Строителя, Царицы Тамары и их потомков гласили: - «Царь абхазов, картвелов» и др.

 

В своем завещании Давид Строитель подчеркивает, что его земли простираются «от Никопсии до Дербента и от Овсетии до Арегаци».

 

Основатель абхазской литературы и историографии Дмитрий Гулиа отмечал: „Абхазия которая всегда была неотьемлемой частью Грузии, жила с нею на протяжении всей истории одной жизнью, органически участвовала в созидании грузинской культуры и государственности и играла существенную роль в борьбе за свободу и независимость страны, в борьбе за объединение отдельных грузинских племен и областей в единое мощное национальное грузинское государство“ (Д. Гулия, О моей книге „История Абхазии“).

 

Очевидно, что осетины на Северном Кавказе (территория нынешней Северной Осетии) поселились много веков назад вместе с скифо-сарматскими племенами (следует отметить, что осетинский язык принадлежит к северо-восточной иранской языковой группе семейства индоевропейских языков).  В X-XII веках у осетинского княжества были отношения с разными государствами, в том числе и с Грузией (в XI-XII веках Осетия была вассалом Грузии). Нашествия монголов положили конец единению осетин и их часть рассеялась по разным регионам (Венгрии, Балканских стран и др.). Часть осетин постаралась обосноваться в Картли, но из-за сопротивления грузинских феодалов они вынуждены были обратно вернуться. В XVII-XVIII веках малая часть осетин, из-за нехватки земель на Северном Кавказе, спустилась и поселилась в предгорьях Кавказа и в долине (крайняя северная территория Картли). Небольшая часть осетин (т.н. кударские осетины) обосновалась в Имеретинском царстве.

 

Поселившиеся в Картли осетины попали во владения князей Арагвских и Ксанских Эристави и Мачабели. Они, так же как и грузинские крепостные крестьяне, подчинялись этим феодалам.

 

Чтобы убедиться убедиться в этом, достаточно ознакомиться с исследованиями осетинского историка, профессора Г. Тогошвили, с его статьями в Грузинской энциклопедии, особенно в специальном томе «Грузинская ССР» (глава «Южноосетинский автономный округ, Южная Осетия»; 1981 г. ст. 337-339), чтобы реально представить себе историю Южной Осетии. С этой точки зрения интересны труды В. Абаева, Б. Плиева, О. Тедеева, З. Гаглоити, П. Догузова т др. Вот что пишет основоположник осетинской науки Василий Абаев: „Главный Кавказский хребет – естественная граница между Грузией и Осетией, а всякая попытка размыть эту границу повлечет за собой состояние перманентного конфликта между грузинами и осетинами..., надо прежде всего покончить с разговорами об отторжении Южной Осетии от Грузии. Ни одно грузинское правительство с этим никогда не согласится и будет право, потому что это будет означать нарушение территориальной целостности Грузии. Кто хочет мира между южными осетинами и грузинами, должен навсегда отвергнуть идею присоединения Южной Осетии к Северной. Кто хочет мира между Грузией и Россией, также должен согласиться с этой идеей. Такова реальность“ („Независимая газета“, 1992 г., 22. I., № 13). Это мнение выдающегося ученого и общественного деятеля, истинного осетинского патриота. Думаем, что комментарии тут излишни.

 

В последнее время в российских СМИ распространяется абсурдное утверждение, что согласно Кючук-Каинарджийскому договору 1774 года между Россией и Османской империей, к России присоединилась не историческая часть Осетии, а вся Осетия. Они подразумевают и северную часть Шида Картли, где в последствии был создан Южноосетинский автономный округ. 10 июля 2004 года Российская Дума сделала безответственное и, можно сказать, абсурдное заявление, как будто в 1774 году Осетия добровольно присоединилась к России, исходя из этого Россия посчитала нужным защитить права осетинских граждан.   Здесь мы имеем дело с элементарным незнанием истории. Отметим, что в то время не существовало географического понятия «Осетия». Понятно, что и не существовало такого государства. Сами осетины, которые жили в грузинских предгорьях, считали себя переселенцами. Со второй половины XIX века русские чиновники стараются внедрить искусственные термины «Северная Осетия» и «Южная Осетия».                                                                                                                     

                                                                                                  

До XIX века не существовало никаких документов, которые могли бы подтвердить, что предгорья Шида Картли назывались Осетией. В действительности, в 1774 году в состав Российской империи вошли общины трех северокавказских ущелий – Алагирского, Куртатского и Тагаурского.  Четвертая община – Дигори – находилась под правлением кабардинцев, а в 1781 году она присоединилась к России. Что касается северной части Шида Картли, где в последствии образовался т.н. Южноосетинский автономный округ, вначале она входила в состав единой Грузии, затем неделимо входила в Картлийское, а позже в Картлийско-Кахетинское царство. 

 

Материалы приложений к Георгиевскому трактату 1783 года дают нам возможность утверждать, что северная часть Шида Картли и ее самая северная провинция Двалети, входила в состав Картл-Кахетии. После аннексии Грузии Россией в 1801 году, северная часть Шида Картли  вместе с  Двалети одно время входила в состав Имеретинской губернии, а затем в состав Горийского округа Тбилисской губернии. В 1858 году, по распоряжению наместника царя Александра Барятинского, Двалети был передан Осетинскому округу «Кавказской линии». Таким образом, тогда к Северной Осетии присоединили только Двалети, но не те земли Шида Картли, где в последствии был сформирован т.н. Южноосетинский автономный округ.

 

Следует отметить, что употребление термина «Южная Осетия» началось с 1869 года. До этого, во всех официальных документах, в отношении к живущим в Грузии осетинам употреблялся термин – северо-картлийские осетины.

 

После основания Грузинской демократической республики в 1918 году, Двалети вновь вошел в состав Грузии. 7 мая 1920 года, договором между Советской Россией и Грузинской демократической республикой, была определена грузино-российская граница, она проходила по Главному Кавказскому хребту. Таким образом, понятно, что самая северная часть Шида Картли – Двалети, входила в состав Грузии.

 

Целью Советской России было присоединение Шида Картли и она всеми силами старалась создать конфликтную ситуацию между грузинами и осетинами. Советская Россия сумела инспирировать в Осетии и Шида Картли вооруженное восстание. Их целью было установление советской власти в «Южной Осетии», отделение ее от Грузии и присоединение к России. В 1920 году Советская Россия и большевики всячески способствовали восставшим осетинам установить в т.н. Южной Осетии советскую власть и объявить ее частью России. Этот акт был проведен с нарушением всех норм: была нарушена территориальная целостность Грузии, мнение и воля грузинского народа были игнорированы.  В постановлении Кавказского краевого обкома Российской коммунистической партии (большевиков) 23 марта 1920 года   читаем: „I. Организовать ревком в Южной Осетии... 2. Объявить Советскую власть... 3. Немедленно сформировать вооруженный отряд. 4. Войти в связь с северной Осетией... в распоряжение Ревкома отпустить 100 тысяч рублей (сто тысяч рублей). Существует такое обращение: «Москва, ЦК РКП(Б), товарищу Ленину и  Чичерину. Согласно приказу Кавказского Краевого комитета от 23 марта,  подтвержденному особыми Курьерами того же Комитета...,  8 июня в Южной Осетии провозглашена Советская власть».  Существуют и другие материалы из которых видно, под чью диктовку осетины начали братоубийственную войну. Так что, обвинять т.н. «национал-шовинистическое» правительство Грузии в «геноциде» осетинского народа, мягко говоря - аморально. 

 

Вопреки воле грузинского народа реализовали коварный план Советской России и большевиков – в феврале 1921 года осуществилась советизация Грузии, что было фактически равносильно аннексии (уже второй раз). Этим Советская Россия нарушила договор от 7 мая 1920 года. Следует отметить, что без всякой правовой основы, большевики дали статус автономной области т.н. Южной Осетии в составе Грузии (апрель 1922 г.).  Что касается исторической родины осетин – Северной Осетии, через два года (июль 1924) она получила статус автономной республики и осталась в составе России. В т.н. Южную Осетию вошли районы где уже проживало осетинское население, искусственно добавленный к ней грузинский город  Цхинвали (Согласно «Кавказскому календарю» 1900 года к началу XX века в Цхинвали проживали грузины, грузинские евреи и армяне), и несколько деревень расположенных вокруг. Это произошло насильственно и вызвало возмущение грузинского населения (материалы см. в книге: «Из истории отношений грузинского и осетинского народов», Тб., 1991, ст. 56-73). Создание автономной области привело к тому, что грузинское население этого региона превратилось в национальное меньшинство в собственной стране, что было грубым нарушением прав и свободы человека. 

 

Необходимо подчеркнуть, что в составе Грузии для осетин были созданы все условия для национального, культурного и экономического развития. Перед распадом Советского союза в 1990-1991 годах, в Грузии было 100 общеобразовательных осетинских школ, из них 90 находились на территории т.н. Южной Осетии. Преподавание велось на осетинском языке. Независимыми предметами были осетинский язык и литература. В Цхинвали функционировал педагогический институт, институт усовершенствования педагогов, сельскохозяйственный техникум, медицинское, музыкальное и художественное училища; профессионально-техническое училище и др. По переписи населения 1979 года, т.н. Южная Осетия была на втором месте по числу людей с высшим образованием на каждую тысячу человек во всем Советском Союзе.  В 1927 годы был создан Краеведческий институт, который в последствии был переименован в Институт языка, литературы и истории (в составе Академии наук Грузии). В Цхинвали была подготовлена и издана многотомная история Осетии (документы и материалы); двухтомник «История Южной Осетии», четыре тома «Толкового словаря осетинского языка», многотомник «История осетинской литературы», трехтомник осетинских сказок, сборник осетинских песен (с нотами). Здесь функционировали государственный народный театр, краеведческий музей, художественная галерея, публичная библиотека; были союзы писателей, художников, композиторов, музыкально-хореографическое общество, национальный государственный ансамбль песни и пляски. Радиопередачи велись на родном языке. Выходили газеты, журналы и художественная литература. В 1988 году на каждые 10 тысяч человек в автономной области было опубликовано книг в пять раз, и тиражом в три раза больше, чем в Автономной республике Северной Осетии. Как мы видим, грузинское государство и грузинский народ предоставлял осетинам все возможности для национально-культурного, социально-политического и экономического развития. 

 

Что касается ситуации в Автономной республике Северная Осетия, входящей в состав России, мы приведем небольшую цитату из публикации председателя Верховного Совета Северной Осетии А. Галазова: «Мне всегда искренне жаль молодых людей моей национальности, когда, несмотря на знание иностранных языков и мировой цивилизации,  они  чувствуют себя неуютно дома в силу незнания элементарных основ осетинской культуры... Национальную молодежь, к примеру, лишили ее родного языка. До прошлого года в Северной Осетии фактически не было ни одной школы с осетинским языком обучения» (газ. „Правда“, 1989, 11–XI). Думаю, комментарии тут излишни.

Исторической правде не соответствует спекуляция по поводу того, что Грузия или ее западная часть (Западная Грузия) входила в состав Абхазии. Фальсификаторы истории «аргументируют» это тем, что как будто в 70-х годах VIII века глава Абхазии Леон II, который окончательно освободился от Византийского господства, объявил себя царем абхазов и перенес столицу из Анакопии в Кутаиси. Кутаиси и тогда, и многими веками ранее, был одним из влиятельных политических и культурных центров Грузии. Затем, провозглашение Леона II царем Абхазии и перенос столицы в Кутаиси стал возможным только при активной поддержке грузинских политических кругов, и наконец, можно утверждать, что: 1 – это было грузинское царство; 2 – цари по своей культурной принадлежности были грузины и 3 – их стратегическим политическим курсом было проведение единой грузинской внутренней и внешней политики. На протяжении многих веков они стремились к объединению грузинского государства. Следовательно, исходя из вышесказанного, можем заключить, что Кутаиси, Имерети и вся Западная Грузия входили не в состав Абхазии, а наоборот. Этот факт еще раз подтверждает ту истину, что Абхазия всегда была органической и неотъемлемой частью Грузии.

 

Для подтверждения того, что как будто Абхазия всегда была независимой, фальсификаторы истории приводят факт, что Абхазия по своей воле присоединилась к России в 1810 году, в то время, как Грузия присоединилась к России в 1801. Эта явная ложь и трюк, придуманный для того, чтобы ввести общество в заблуждение. Из истории хорошо известно и об этом никто не спорит, что в 1801 году Россия присоединила к себе не всю Грузию, а лишь ее восточную часть – Картли и Кахети. А часть Западной Грузии – Имеретинское царство, Гурийское и Мегрельские княжества Россия присоединила к себе по отдельности в разные годы, и этот процесс продолжался более 30 лет. Что касается Абхазии, Россия также присоединила ее по частям: в 1805 году – Самурзакано, непосредственно Абхазию в 1810 году, а Цебелду в 30-ые годы. Интересен и говорит о многом тот факт, что абхазы в 1810 году послали просьбу о вхождении в Российскую империю на имя русского императора, написанную на грузинском языке.

 

После того, как в 1864 году у последнего правителя Абхазии Михаила Шервашидзе и его потомков навсегда отобрали право управлять Абхазией и уничтожили  княжество, Абхазию назвали Сухумским военным отделением. Однако, следует отметить, что император России оставил Абхазию в составе Грузии, ввел ее в состав Кутаисской губернии, а военное отделение подчинил кутаисскому генерал-губернатору.

 

Россия признавала Абхазию в составе Грузии на протяжении всего 20-го века.

 

После советизации Грузии в 1921 году, Абхазия была в составе Грузии и в ней же осталась, так что необходимости передачи ее территории «Россией или И. Сталиным» не существовало. Договор от 7 мая 1920 года безоговорочно признавал Абхазию неделимой частью Грузии.

 

Территория современной Абхазии исторически всегда была частью общего грузинского этнокультурного и политико-государственного пространства. 11 июня 1918 года, между Народным советом Абхазии и Грузинской демократической республикой был заключен договор, согласно которому Абхазия объединилась с остальной Грузией на правах автономии. 20 марта 1920 года этот договор был ратифицирован вновь избранным Народным советом Абхазии. 16 октября 1920 года была принята конституция Абхазской автономии, которая узаконила автономный статус Абхазии в составе Грузинской демократической республики. Это положение, со своей стороны, было подкреплено конституцией Грузинской демократической республики, которую 21 февраля 1921 года принял Учредительный совет, законно избранный в 1919 году государственный орган Грузии. После свержения законной власти Грузии и установления в ней Советской власти, 16 декабря 1921 года специальным «Дружественным договором» Абхазия вошла в состав Грузии, т.н. «Договорной республикой», хотя реально, с того же времени, она рассматривалась как автономная единица. В 1931 году Абхазия была преобразована в Абхазскую Советскую автономную республику (АСАР) в составе Грузии. 

 

В  декабре 1922 года в состав Советского Союза вошла Грузия, но не Абхазия, она вошла в его состав как часть Грузии. У Абхазии никогда не было отдельных соглашений с Россией, никогда не было в ней своего представительства.

 

Признание Советским Союзом Абхазии в составе Грузии, подтверждает и тот факт, что коммунистическая партия Абхазии никогда не рассматривалась как независимая партийная организация, а всегда считалась частью коммунистической партии Грузии, со своим окружным комитетом, который подчинялся Центральному комитету компартии Грузии.

 

После распада Советского Союза, независимая Россия признала территориальную целостность Грузии и признала Абхазию в составе Грузии. Несмотря на то, что после конфликта в Абхазии, самопровозглашённое де-факто правительство проводило различные выборы. До 2008 года российское правительство не признавало итогов выборов и считала их незаконными.

 

Здесь же следует отметить еще одну спекуляцию, которую часто используют фальсификаторы истории. Они апеллируют к тому, что могут выйти из состава Грузии по принятой в 1970 году декларации ООН, в которой самоопределение отмечается, как одно из главных демократических принципов политико-правового межнационального регулирования, но они «забывают», что ООН декларировала три политико-правовых принципа, которые обязательно следует учитывать: 1. Определение того кому принадлежит территория, которая хочет самоопределения. 2. Этнический состав населения проживающего на этой территории и 3. Свою волю должны выразить все нации, живущие на этой территории, а не только те, кто хочет отделиться. Если не соблюден хотя бы один из этих принципов, ООН считает, что самоопределение невозможно. В случае Абхазии нарушены все три принципа. Нарушен и четвертый,  важнейший принцип Международного права – принцип нерушимости территориальной целостности.

 

Здесь же следует отметить, что вызывают удивление заявления, сделанные высокопоставленными руководителями российской власти, о том что признание Россией независимости Абхазии было ответом на признание ООН независимости Косово. Но какое отношение имеет это к Грузии, тем более, что Грузия однозначно не поддержала это признание. Считаем, что это не только не симметричный, но и неадекватный и неправовой ответ.

 

У грузинского народа богатая история, часто непростая и трагичная. Любое искажение этой истории не допустимо и непозволительно.

 

საქართველოს მეცნიერებათა ეროვნული აკადემია აცნობებს საზოგადოებას, რომ მან საგანგებო წერილით მიმართა რუსეთის პრეზიდენტს ვ. პუტინს ა. წ. 9 ივლისის ინტერვიუს გამო. წერილი (ასლი) დაეგზავნა მსოფლიოს სხვადასხვა სამეცნიერო აკადემიებსა და სამეცნიერო კვლევით ცენტრებს, საქართველოს მეცნიერებათა აკადემიის უცხოელ წევრებს.

 

 

 

 

right_banner right_banner
არქივი
right_banner